#vojska_jugoslavije
Ровно 21 год назад, 27 марта 1999 года во время агрессии стран НАТО против Союзной Республики Югославии 3-й дивизион 250-й ракетной бригады ПВО СРЮ из зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева» сумел сбить тактический малозаметный ударный самолёт F-117A ВВС США (серийный номер 82-0806).
Пилот самолёта подполковник Дейл Зелко (имел позывной «Вега 31») смог успешно катапультироваться и был спасён американскими поисково-спасательными силами.
Боевой пуск был совершён с огневой позиции вблизи деревни Шимановци. Обломки сбитого самолёта упали рядом с деревней Буджановци.
Как происходила боевая стрельба и уничтожение F-117A - на эти вопросы ответит военный дневник заместителя командира 3-го дивизиона Джордже Саве Аничича под названием «Смена».
"Моё дежурство. После того, как Дани передаст мне смену, я сяду на место руководителя стрельбы, а майор Стоименов сядет на место помощника руководителя. По привычке, приобретенной в последние дни, мы с Дани обмениваемся информацией о последних событиях в смене и подразделении. Коротко рассказываю ему, чем я занимался во второй половине дня, а он сквозь дрёму сообщил, чем занимался он.
Имитатор излучения ещё не готов к работе. Вдруг на индикаторе кругового обзора на азимуте 195 я наблюдаю три цели на расстоянии 23 км. После очередного круга обзора РЛС по отметке стало ясно, что один самолёт приближается к нам. Я его наблюдаю, и на следующем обороте развертки индикатора обзора он уже на дальности 18 километров. Оператор П-18 сержант Любенкович по ГГС сообщает о цели. Вероятно это та же, которую мы наблюдаем. Говорю: "Дани, он идет на нас!" Дани открыл глаза и равнодушно наблюдал за ситуацией на экране. Отметка приближалась к центру экрана. Самолёт был в 14-15 километрах, когда Дани приказал: "Азимут 210, поиск". С места помощника руководителя стрельбы я в тот же момент приказал: "Антенна!" Командир батареи подсказывает офицеру наведения по азимуту и углу места для обнаружения цели: "Левее, левее, стоп! Правее, выше, выше, стоп! Антенна!" Включено излучение СНР.
С этого момента начинается игра в кошки-мышки. Кто будет быстрее и проворнее. Офицер наведения вращает три колеса-штурвала одновременно и пытается обнаружить цель. Десять секунд поиска не приносят результата. Я думаю, что мы должны прекратить излучение. Суммарное время на поиск и обнаружение цели, сопровождение, выдачу команды на уничтожение и время полёта ракеты должно быть меньше, чем 25-27 секунд. Это время, которое необходимо для запуска и полёта противорадарной ракеты HARM до источника излучения, после чего последует уничтожение нашей техники и, возможно, нас. Поэтому нужно быть быстрее HARMа. Дани на это не реагирует и не прекращает работу с излучением. Чувствуя угрозу, я командую: "Прекратить поиск. Эквивалент!" Николич или не услышал команду, или не привык работать с двумя руководителями стрельбы и продолжает работать по цели. Тогда я командую намного громче: "Снять высокое напряжение", потому что и в режиме "Эквивалент" передатчик УНВ излучает высокочастотную энергию, на которую может наводиться HARM. Только после этого Николич докладывает: "Высокое снято".
Даю команду: "Прекратить поиск. Эквивалент!" Через несколько мгновений Дани назначает новый азимут поиска - 230 градусов, а я моментально включаю излучение. В воздухе чувствуется напряжение. На этот раз офицеру наведения удаётся увидеть цель на экране, но не получается совместить отметку от цели с пересечением горизонтального и вертикального маркеров. Остаётся только клацнуть колёсиками-штурвалами - он должен оттолкнуть их от себя при совпадении отметки цели с пересечением двух маркеров. С этого момента, когда цель находится в пересечении маркеров, операторы на своих экранах смогут взять цель на ручное сопровождение в плоскостях Ф1 и Ф2. Теперь офицер наведения может сопровождать цель по дальности, а операторы ручного сопровождения могут наводить ракету на цель, которая находиться в пересечении маркеров. Цель удаляется и совершает манёвр. И опять продолжительность излучения слишком большая и я командую: "Прекратить поиск. Эквивалент!" Через несколько секунд мы пытаемся выполнить ту же процедуру, теперь на азимуте 240.
Через несколько секунд офицер наведения находит цель и докладывает, что она маневрирует. Колёсики-штурвалы офицера наведения прижаты, но операторы теряют цель. Опять продолжительность излучения слишком большая. И когда я уже хотел скомандовать: "Прекратить поиск. Эквивалент!", оператор ручного сопровождения Драган Матич воскликнул: "Есть! Есть! Он мой!" Он энергично вращает своё колесико пытаясь переместить отметку от цели в середину экрана. Получилось. Операторам РС удалось совместить цель с перекрестием (пересечением двух маркеров) и обеспечить условие для запуска ракеты. Другой оператор ручного сопровождения Деян Тиосавльевич докладывает, что цель имеет большую отражающую поверхность. В этот момент я говорю Дани: "Будь осторожен, не стань мишенью". Я вспомнил опыт боевых действий в Ираке, когда объединённые силы коалиции устанавливали на беспилотники (БПЛА) уголковые отражатели и тем самым увеличивали отражающую поверхность. Боевой расчёт иракцев думал, что это настоящий самолёт и включал излучение СНР. В этот момент охотники в воздухе засекали местонахождение СНР, а потом из засады с другой стороны уничтожали ракетный дивизион противорадарными ракетами.
Офицер наведения Муминович доложил: "Станция сопровождает цель. Цель приближается, расстояние 13 километров". Тут же операторы РС доложили о сопровождении цели по Ф1 и Ф2. Дани скомандовал: "Цель уничтожить, метод ТТ. Пуск!" Офицер наведения Сенад Муминович нажал кнопку пуска ракеты. Приглушенный грохот. Взревел стартовый двигатель ракеты. Кабина вздрогнула. Первая ракета ушла, а через 5 секунд и вторая. Офицер наведения доложил: "Первая старт, первая есть захват". Операторы РС по Ф1 и Ф2 наводят ракету на цель. "Вторая старт - нет захвата". Наведение невозможно. Дальность 13 километров. Операторы по Ф1 и Ф2 устойчиво сопровождают. Я встаю с места помощника руководителя стрельбы и наблюдаю завершающий этап полёта ракеты на экране оператора. В точке встречи ракеты с целью вижу вспышку на экране индикатора. Цель уничтожена. Время уничтожения 20:42. Цель была обнаружена на высоте 6 километров. После противоракетного манёвра уничтожена на высоте 8-10 километров. Другие параметры офицер наведения не доложил, всё происходило очень быстро. Весь процесс длился 23 секунды.
После этого паника в воздухе - нигде нет ни одной цели. На командный пункт Бригады майору Янко Алексичу, офицеру службы вооружения, по его запросу зачитываем состав боевого расчёта, который участвовал в боевой стрельбе на рабочих местах в соответствии с боевым расписанием. Дани командовал только по методу наведения, а я отдавал команды в соответствии с положениями Правил стрельбы: назначил способ пуска и расход ракет, способ активации боевой части, основные параметры уничтожения цели.
По странному стечению обстоятельств оба руководителя стрельбы были на технике - и Дани, и я. И оба руководителя стрельбы командовали боевым расчётом при уничтожении самолёта. Он ждал моего возвращения с задания, а я из-за мероприятий с имитатором прибыл на огневую позицию около 20:30, а не в 18:00. Стреляла моя смена. Как докладывать вышестоящему командованию? Только потому, что я сидел на месте помощника руководителя стрельбы, я оставляю себя в этой роли. Никогда больше во время войны такой ситуации не было.
...
Среди жителей окрестных деревень воодушевление. Все смотрели на нас с большим уважением. Я снова вспомнил Данку. Она наверняка испытает гордость, когда узнает, что мы сделали ночью.
В лагере из новостей радиостанции "Студия Б" в 22:00 услышали, что мы сбили F-117A, самолёт стелс-технологии, гордость НАТО и ВВС Америки. Мир взбудоражен. Самолёт, который был остриём ударной силы Америки на рубеже веков. Шок в мире, в Пентагоне и в Вашингтоне. Однако три вертолёта "Апач" со спецназом всё-таки вытащили пилота.
...
В дивизионе эйфория и возросший боевой дух. Бдительность и напряжённость ослабли. Ушло чувство горечи. Вернулась вера в то, что мы можем что-то сделать".